Статьи блога
2019-03-14 00:50

Не местом единым. Часть 2

II часть Развитие продукта на региональном рынке недвижимости. Архитектура, среда и технологии.

Продолжаем обзор изменения и развития продукта на региональных рынках недвижимости. Во второй части обзора вместе с консультантом практики «Маркетинг» Андреем Овчинниковым рассмотрим, как менялся подход к строительству домов, благоустройству территории, архитектурным решениям и управлению домами.

Двор и придомовая территория

10−15 лет назад покупатели довольствовались закатанным в асфальт двором-парковкой, типовыми горкой-качелями кричащих цветов и газоном, наспех засаженным сорокасантиметровыми саженцами, которые не переживали первой же зимы.

Современные дворы проектируются так, чтобы жителям было приятно каждый раз заходить на территорию и проводить там как можно больше времени. Отсюда разнообразие детских площадок, предначенных на детей разных возрастов, переход на природные материалы отделки, большая площадь озеленения и даже появление нового формата «двор-сад». В таком дворе хочется гулять, играть, общаться и заниматься спортом.

Но придомовая территория не ограничивается двором.

В проектах комплексной застройки девелоперы все чаще обращают внимание на комфорт и эстетическую привлекательность, чистоту и безопасность пространства вокруг дома.

Здесь недостаточно просто спроектировать территорию и благоустроить ее к сдаче дома, необходимо еще и поддерживать ее в том же состоянии, что и при передаче ключей. Так на повестке появился вопрос управления домами, территорией и проживанием.

Материалы и технологии строительства

Самая распространенная технология строительства новостроек на данный момент — монолит-кирпич. За два года её применение выросло с 22,8% до 35,9%, и, по прогнозам, продолжит расти (erzrf.ru). Следующий по популярности материал стен — кирпич. Уже несколько лет его доля зафиксировалась на уровне 19%.

Монолит, панели и блочные конструкции занимают по 15,5%.

Этажность

Средняя этажность новостроек за последние три года по данным erzrf.ru увеличилась с 15,5 до 16,9 этажа на строящийся квадратный метр. Застройщикам экономически более выгодно строить высотные здания, но жить комфортнее в домах, сомасштабных человеку (до 9 этажей). Поэтому на участках с дорогой землей чаще возводятся многоэтажки, а в пригородных и рекреационных районах все чаще появляется среднеэтажная застройка 4−9 этажей.

Архитектура

После окончания периода бурной нерегулируемой застройки нулевых происходит осознание того, что новостройки формируют облик и восприятие района и города с одной стороны, а с другой должны отвечать запросам жителей эстетически и функционально.

Для этого девелоперы стали привлекать к проектам высококлассных архитекторов. Так в описаниях проектов появились термины «архитектурный стиль», «ритм фасада», «переменная этажность», «квартальный тип застройки», «внутреннее пространство двора и внешнее пространство улицы», а сами проекты все чаще внешне стали напоминать европейское жилье.

Инфраструктура

Остановки и парковочные места, школа и детский сад в пяти минутах ходьбы, магазин и парикмахерская в собственном доме, кружок, спортивная секция, фитнес-зал в своем квартале — факторы, повышающие привлекательность жилья наряду с хорошими планировками и благоустроенным двором. Строительство социальных объектов и управление наполнением коммерческих помещений оказались в фокусе девелоперов как составляющие комфортного жилья.

Форматы жилья

Все чаще массовое жилье получает атрибуты бизнес-класса. В поисках новых новых ниш и конкурентных преимуществ застройщики как экспериментируют внутри многоэтажного формата, так и выводят на рынок новые форматы жилья. В первом случае в новостройках появляются квартиры с террасами, двухэтажные квартиры, квартиры с отдельным входом.

Во втором застройщики развивают принципиально новые форматы:

  • Апартаменты. Квартиры гостиничного типа для временного проживания или сдачи в аренду. За счет более низкой стоимости этот формат пользуется спросом в Москве и в Санкт-Петербурге и в единичных случаях начал появляться в других миллионниках.
  • Малоэтажный формат. Дома высотой 3−6 этажей в сочетании с природным ландшафтом и собственной инфраструктурой создают эффект загородной жизни в городе. При средней высоте новостроек 18 этажей этот формат получил свою аудиторию благодаря низкой плотности застройки, оптимальному соотношению количества жителей и площади территории.

Управление

Развитие и усложнение продукта девелоперов сформировало высокие требования к обслуживанию домов, территории и уровню сервиса для жителей. Застройщики поняли, что формирование положительных впечатлений от проживания и сервиса — самый надежный путь к созданию имиджа, рекомендациям и повторной покупке.

Сейчас многие застройщики организовали собственные сервисы по обслуживанию своих домов, чтобы поддерживать его качество. Повышенные требования к обслуживанию привели к появлению на рынке новых технологичных управляющих компаний, составляющих альтернативу собственным сервисам застройщика.

Продолжение следует. В заключительной части обзора рассмотрим инструменты, которые позволят девелоперу создавать конкурентный продукт на меняющемся рынке.

Подпишитесь на блог, чтобы не пропустить актуальные новости отрасли и полезные статьи экспертов.
Проект Маркетинг Управление