Увольнение сотрудника — одна из самых стрессовых задач любого руководителя и, в то же время, мощный инструмент для повышения стрессоустойчивости и улучшения навыка переговоров. Не стоит бояться и избегать этой части работы. Главное помнить: увольняйте других так, как вы бы хотели, чтобы уволили вас.
Если хотите, чтобы увольнение прошло максимально корректно и было комфортным для обеих сторон, рекомендуем проработать следующие этапы.
- Четко сформулируйте причины и аргументы необходимости увольнения.В случае, если вас не удовлетворяют результаты работы, подготовьте срез за период с цифровыми показателями, чтобы обосновать свою позицию.
- Выберите место, где будете беседовать с сотрудником об увольнении. Такие новости лучше сообщать в закрытом пространстве, где вы сможете пообщаться с глазу на глаз.
- Определите оптимальное время и день недели для увольнения. Сотруднику нужно принять и осознать факт расставания, проанализировать дальнейшие действия. Пятница и вторая половина дня — лучшее время. Но если ситуация критична, не затягивайте.
- Проработайте минимум 3 варианта сценария расставания. Например, по собственному желанию с отработкой, по соглашению сторон или увольнение без отработки/с компенсациями. Это дает сотруднику возможность выбора, и выбор этот он должен сделать во время разговора с вами.
- Позвольте сотруднику транслировать коллегам «свою версию» увольнения. Пример, если увольнение произошло по соглашению сторон, сотрудник вправе говорить своим коллегам, что желание покинуть компанию — это его решение.
- Будьте готовы к любым эмоциям сотрудника. На реакцию при стрессе влияет психотип человека, и если вы хотите лучше подготовиться к разговору, проконсультируйтесь с непосредственным руководителем увольняемого сотрудника и/или HR.
- Планируя диалог, заменяйте негативные формулировки на нейтральные. Например, вместо «увольнение» — «завершение сотрудничества».
- Усмирите свои эмоции до разговора с сотрудником. Если они зашкаливают, попробуйте отдохнуть и собраться с мыслями до начала встречи. Беседа должна проходить в размеренном тоне — без нервов и, тем более, агрессии.
- Заблокируйте у увольняемого сотрудника доступы к ресурсам и конфиденциальной информации компании. Если увольнение проблемное, нужно предупредить службу безопасности о времени отключения техники и пропускного режима.
- Не переживайте за сотрудника при увольнении. Факт расставания — ответственность обеих сторон. Помните, вы увольняете сотрудника, а не человека. И вполне возможно, однажды он поймет, что это решение было верным.
Важно: затягивая увольнение, вы формируете неправильную модель поведения сотрудников в будущем и устанавливаете двойные стандарты.
Будьте честными к бизнесу, себе и коллегам — делайте что долы — и помните о правилах.