И если вы хотите создать не просто отдел, а команду; не просто компанию, а место притяжения; не просто место и способ заработка, а возможность реализовывать профессиональные цели и получать высокую прибыль — без корпоративной культуры никак.
Правильная корпоративная культура усиливает внешний и внутренний HR-бренд компании, делает его привлекательнее для профессионалов. Она повышает вовлеченность сотрудников и эффективность их работы, тем самым повышая результативность команды. Корпоративная культура помогает снизить процент текучести персонала, экономит вам более 30% бюджета на рекрутинг и адаптацию.
Корпоративная культура может быть разной
Токсичная. Ее признаки — отрицательная мотивация, оценка сотрудников по статусу, высокая текучесть на испытательном сроке, отсутствие прозрачной системы координат в компании (развитие, мотивация, коммуникация).
Нейтральная. Такая культура не поддерживает и но и не препятствует деятельности сотрудников. Нейтральная корпоративная культура зачастую направлена на стратегию удержания статус-кво, а не развития.
Благоприятная. Ее основная ценность — профессионалы. У компании есть ясная цель. Ее основные принципы — честность, открытость и партнерство. Здесь сотрудники работают слаженно и не боятся признать свою ошибку. Благоприятная корпоративная культура — лучший друг высоких бизнес результатов.
Хотите правильно выстроить корпоративную культуру — оцените и поймите, какая она сегодня.
Чтобы выяснить это, задайте следующие вопросы (см. ниже) сначала себе (если вы собственник и/или генеральный директор), а затем топ-менеджерам, и сравните ответы.
Одно из важных условий такого вида опросов — анонимность, которая позволит вам получить максимально достоверную информацию.
- Что вы понимаете под термином “корпоративная культура”?
- Какая корпоративная культура в вашей компании?
- Кто лидер в вашей команде, какие ценности им движут, какие ценности он транслирует?
- Ваша корпоративная культура помогает компании зарабатывать и становиться клиентоориентированной?
- У вас хотят работать потенциальные кандидаты?
После этого упражнения советуем провести опрос сотрудников компании, ведь корпоративную культуру формируют все и каждый — от охранника и специалиста по клинингу до генерального директора.
Посмотрите на результаты. Такой вы представляли свою корпоративную культуру? Если "да" — поздравляем вас. Если "нет" — ничего страшного, самое время приступить к работе.На что стоит обратить внимание при формировании корпоративной культуры?
Миссия компании. Зачем вы на рынке, что ваша компания делает для клиентов, жителей, горожан, жителей страны (нужное подчеркнуть).
Цели компании. Каких высот и к какому сроку хотите добиться.
История развития компании. С чего и как начинали, каким путем шли до настоящего времени.
Ценности компании и сотрудников.
Корпоративные коммуникации и стиль общения внутри команды.
Мотивация ваших сотрудников, материальная и не материальная
Клиенты. Кто они? Рекомендуют ли они вас и как? Становятся ли постоянными?
Корпоративная культура не зависит от масштаба компании, она зависит от ее ценностей, целей и способов достижения этих целей.
Современный рынок в любом сегменте становится агрессивно конкурентным. Нет уникальных товаров или услуг — есть уникальные команды. А уникальная команда = уникальная корпоративная культура.
Плохой пример корпоративной культуры — басня Крылова “Лебедь, рак и щука”.
Хороший пример — Google, RBI, “Манн, Черемных и Партнеры”…
И в завершении несколько советов о том, как построить корпоративную культуру:
- Хотите сильную корпоративную культуру — не затягивайте с действиями. Скорость, решительность и осмысленность — верные спутники успеха.
- Стая копирует вожака. Чтобы сотрудники приняли корпоративную культуру, нужно самому придерживаться ее и всячески продвигать.
- Стройте единую культуру — не разделяйте ее на формальную (что транслируем) и неформальную (то, что делаем).
Хорошей вам корпоративной культуры (а значит и высоких результатов!).